Причины обращения к детскому неврологу

Когда ребенку нужен невролог? Неврология у грудничков симптомы

Причины обращения к детскому неврологу

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд “трудных” или “необучаемых”.

При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов.

Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз “родовая травма”.

Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса.

Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят.

Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает.

О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.

Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания “стираются”, соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период “затишья”. Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой.

К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания.

Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога.

Однако доктор отмечает в карте развития: “Очаговой симптоматики нет”. Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов.

Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят “что-нибудь сделать” – и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает – и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки.

Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты.

И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая – возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий – например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа – дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез – это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды).

Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и “поджиматься”.

Помимо “скрюченности” одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины – тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу.

У них все “горит” и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: “Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься…”. Часто они бесцельно бегают по кругу.

Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект.

Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор.

Часто дети демонстрируют “полевое поведение”: носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде “пареза”, когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше “легких” поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально).

Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди “неумех” детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты – от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток.

Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода.

Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а “лошадиные” – здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить “базу” развития того или иного навыка.

У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше).

Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков.

Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается “локальная фармакокинетика” препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам.

Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект – нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает.

А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров.

Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача.

Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача – это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он “настроен на собственное чадо”. Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку – и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

Елизавета Меланченко, Подготовила Анна Бабина

Статья из февральского номера журнала.

Источник: https://www.7ya.ru/article/Kogda-rebenku-nuzhen-nevrolog/

Зачем ребенку к неврологу?

Причины обращения к детскому неврологу

Мария Николаева
Зачем ребенку к неврологу?

В каких случаях следует обращаться к неврологу?

невролог (невропатолог) – медицинский специалист по физиологическим особенностям нервной системы, диагностирует и лечит заболевания, связанные с врождёнными и приобретёнными патологиями центральной и периферической нервной системы.

случается, что защитные механизмы, отвечающие за рефлексы новорожденного, по каким-либо причинам нарушаются. такой ребенок сразу после рождения нуждается в помощи неонатолога, а впоследствии – детского невролога.

к «поломке» защитных механизмов ребенка могут привести пагубные пристрастия беременной, такие как курение и алкоголь, перенесенные ею заболевания и прием некоторых лекарственных препаратов.

кроме того к нарушению защитных механизмов могут приводить преждевременные или тяжелые роды, появление на свет при помощи кесарево сечения или генетическая предрасположенность.

родители должны знать, что на первом году жизни малыша должен регулярно осматривать детский невролог. первый осмотр проводится на четвертой неделе жизни ребенка, второй – через полгода и третий – в 12 месяцев. таким образом, у врача будет возможность не только оценить темпы развития малыша, но и выявить возможные патологии как можно раньше.

основные причины поражений центральной нервной системы:

– различные неблагоприятные воздействия на мозг в период внутриутробного развития, во время родов или в первые месяцы и годы жизни.

• – интоксикации матери во время беременности;

• – токсикоз;

• – родовая травма;

• – асфиксия;

• – несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору (резус-конфликт) или по групповой принадлежности крови;

• – травмы мозга в первые годы жизни ребенка;

• – алкоголизм и наркотическая зависимость родителей;

• – речевая депривация в период интенсивного ее развития;

• – генетические патологии речевого развития.

когда обязательно необходима консультация детского невролога?

наличие нескольхих нижеперечисленных симптомов у ребенка составляет повод для консультации у специалиста – детского невролога. который, не только продиагностирует и назначит лечение, но также даст рекомендации для полноценного развития и укрепления нервной системы ребенка.

в грудном возрасте:

o ребёнок особо возбудим, трудно засыпает, беспокойно спит

o плач неравномерный, заметно дрожание подбородка

o часто срыгивает

o имеет набухший родничок

o при косоглазии

o при ходьбе встает и ходит на носочках

o появление судорог на высокую температуру или после вакцинации

в дошкольном возрасте:

o повышенная раздражительность, агрессивность

o расторможенность, нарушение координации движений, крупной и мелкой моторки

o плаксивость, замкнутость, проблемы с общением

o низкий уровень памяти, внимания, неусидчивость

o энурез, энкопрез

o полное отсутствие или грубое недоразвитие речи

o повышенная утомляемость

o жалобы на головную боль

o потливость

o бессонница или напротив, чрезмерная сонливость

o отсутствие аппетита

o беспричинная тревога

• чувство нехватки воздуха

какие диагностические методы использует детский невролог?

Все необходимые диагностические данные собираются безболезненно, и главное безопасно для здоровья ребёнка. При необходимости доктор может назначить использование УЗИ головного мозга, УЗИ сосудов шеи и головы, Магнитно – Резонансная и Компьютерная Томография головного мозга, энцефалограмма.

Речь является наиболее молодой функцией, развивающейся интенсивно в первые годы жизни ребенка. Известно, что молодая функция, наиболее бурно развивающаяся, обычно оказывается и более ранимой.

В связи с этим при раннем поражении головного мозга различные синдромы нарушенного речевого развития встречаются наиболее часто. В осуществлении речевой деятельности принимают участие самые различные уровни и отделы центральной нервной системы.

Однако известно, что повреждение некоторых отделов мозга приводит к наиболее выраженным речевым нарушениям.

Возможности компенсации и развития речевой деятельности во многом зависят от времени начала лечения и развития. Лечение начатое в период наиболее интенсивного развития головного мозга, являются эффективными – первые 3 года жизни. К трем годам мозг человека достигает половины своего окончательного веса.

По мнению врачей, ребенок должен начать разговаривать предложениями в два-три года. Если этого не произошло – пришла пора обратиться к специалистам, чтобы помочь малышу рассказывать миру о себе.

Часто слышу от родителей, чьи дети не говорят в 2-3 года:

– У нас папа первое слово в четыре сказал. И ребенок заговорит, это у него наследственное.

– Старшая дочь в 2,5 года стишки рассказывала, а сын молчит. Как захочет что-то – рукой показывает или плакать начинает. Но это же нормально, мальчики начинают говорить позже девочек.

– Она все знает, понимает, не говорит только. Придет время и заговорит, не «созрела» еще.

Между тем время не идет – бежит, а ребенок молчит.

В последние десятилетия наблюдается рост заболеваний, связанных с деятельностью нервной системы.

Взрослые люди часто не придают серьезного значения таким симптомам неврологического характера, как головные боли, невозможности сконцентрироваться, снижению работоспособности и быстрой утомляемости.

Следует знать, что большинство неврологических проблем у взрослого человека – родом из детства, поэтому не следует пренебрегать профилактическими осмотрами собственного ребенка детским невропатологом.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/zachem-rebenku-k-nevrologu.html

3 самых частых неврологических заболеваний у новорожденных

Причины обращения к детскому неврологу

[artlabel id=”89669″]

› 0-1 › Здоровье и уход › 3 неврологических заболевания новорожденных, которые важно выявить на раннем сроке!

Рассмотрим самые частые неврологические заболевания новорожденных, их симптомы. На самом деле, симптоматику важно знать каждой маме, так как почти все неврологические проблемы поддаются коррекции и лечатся, если их вовремя выявить — на раннем сроке!

Burda Media

Почти у каждого младенца есть какая-то проблема по неврологической части: у одного ребеночка проблемы с тонусом или сном, у другого повышено внутричерепное давление, третий чересчур заторможен или возбудим, четвертый вегетатик — из-за нарушения регуляции сосудистого тонуса у него на кожице проступает сеточка подкожных капилляров, а ладошки и стопы постоянно влажные и холодные…

Ее признаки обнаруживаются у 8–9 из 10 новорожденных. Возникают они при неблагоприятных воздействиях на нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет.

Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4–6 месяцам, максимум — к году. В легких случаях — без последствий, а более серьезные или не замеченные вовремя неврологические проблемы после года нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Этот диагноз указывает на некоторую слабость и уязвимость нервной системы малыша, но огорчаться по этому поводу не стоит. Ведь главная опасность — угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) — обошла кроху стороной! (Больше о том, что делать, если диагностирован ДЦП, читайте на с. 62.)

На первом месяце и потом еще трижды в течение года показывайте малыша неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр.

Fotolia

Внутричерепное давление

Под оболочками головного и спинного мозга крохи циркулирует спинномозговая жидкость — ликвор. Она питает нервные клетки, уносит конечные продукты обмена, амортизирует удары и сотрясения.

Если по каким-то причинам ликвора вырабатывается больше, чем оттекает, или же на голову крохи оказывается давление извне, как во время родов, внутричерепное давление (ВЧД) возрастает до критического уровня.

А поскольку в мозговых оболочках находится много болевых рецепторов, ребенок страдал бы от невыносимой головной боли, если бы не система швов и родничков, позволяющая костям черепа расходиться, выравнивая давление.

Благодаря этому малыш сильной боли из-за внутричерепной гипертензии не чувствует, но некоторый дискомфорт ощущает и сообщает об этом маме. Нужно только уметь услышать его сигналы!

Кроха часто плачет и часто срыгивает, особенно при перемене погоды? Похоже, что ВЧД у него действительно повышено!

Здоровье новорожденного: что должно насторожить в первые дни

Мамочку должен насторожить яркий рисунок подкожных вен, просвечивающий на вис­ках и переносице малыша, а иногда и по всему своду черепа. Дополнительный повод для тревоги — белая полоска склеры, периодически появляющаяся над радужкой крохи, как будто он от удивления широко открыл глазки.

  • Насторожитесь, если окружность головы у месячного крохи превышает окружность груди больше чем на 2 см. Проверьте шов между теменными костями посередине головы (его ширина не должна превышать 0,5 см), а также расстояние между противоположными краями родничков — большого (в норме — до З х З см) и малого (1 х 1 см).
  • Держите ситуацию под контролем вместе с неврологом. Благодаря компенсаторным возможностям швов и родничков часто бывает так, что на нейросонографии или УЗИ головного мозга врач обнаруживает у новорожденного внутричерепную гипертензию, а клинических признаков неблагополучия нет: кроха доволен, спокоен, хорошо развивается, крепко спит ночью… В этом случае лечение не требуется — только наблюдение у специалиста.
  • Если повышенное ВЧД начнет доставлять ребенку беспокойство, доктор назначит мочегонные, выводящие избыток жидкости из-под оболочек мозга крохи.
  • Прекрасное средство от легкой гипертензии — аптечный детский чай с хвощом, обладающий мочегонным действием.

Burda Media

Гипертонус и гипотонус мышц у новорожденного

Наши бицепсы и трицепсы никогда не расслабляются до конца — даже в состоянии сна в них сохраняется остаточное напряжение, его и называют мышечным тонусом. У новорожденного он очень высок: то, что для ребенка первых недель жизни норма, для полугодовалого грудничка — грубая патология.

Чтобы поместиться у мамы в животике, крохе приходилось сжиматься в комочек за счет повышенного напряжения мышц-сгибателей. Важно, чтобы оно не было чрезмерным. Мышечная гипертония порой затрагивает лишь одну половину детского тельца. Тогда лежащий на спинке малыш изгибается дугой, поворачивает голову только в одну сторону, а на животике заваливается на тот бок, где тонус выше.

Синдром мышечной гипертонии — одно из частых проявлений ПЭП. Тонус надо скорее нормализовать: иначе дитя будет отставать в двигательном развитии, столкнется с трудностями при ходьбе.

Этого можно избежать, занимаясь с младенцем массажем и гимнастикой.

Плавные покачивающие движения расслабляют зажатые мышцы. Эффекта можно достичь, покачивая кроху во время купания, а также на ручках, в коляске, креслице-качалке. Такие движения отлично расслабляют зажатые мышцы!

Принесет пользу упражнение в позе эмбриона. Уложите кроху на спину, скрестите ручки на груди, подтяните колени к животику и придержите левой рукой, а правой наклоните голову малыша, после чего плавно и ритмично покачивайте к себе и от себя и с боку на бок (5–10 раз).

10 болезней, от которых нужно вакцинировать детей

Мышечная гипотония — полная противоположность гипертонусу: ручки-ножки новорожденного не прижаты к туловищу, как положено, а наполовину разогнуты, сопротивление пассивному разгибанию недостаточное. Но чтобы ребенок активно развивался физически и осваивал моторные навыки, тонус у него должен быть в норме.

Следите за видоизменениями мышечного тонуса вместе с неврологом! Если не бороться с мышечной гипотонией, младенец с опозданием научится переворачиваться, ползать, сидеть и ходить, его стопы останутся плоскими, искривятся ножки и позвоночник, в разболтанных суставах будут происходить вывихи. Вы вместе с вашим доктором должны сделать все, чтобы этого не допустить.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/infant/zdorove-infant/3-nevrologicheskie-zabolevaniya-kotoryie-chashhe-vsego-vstrechayutsya-u-novorozhdennyih/

Причины обращения к детскому неврологу? | Медицинский центр «Президент-Мед»

Причины обращения к детскому неврологу

Детский невролог (невропатолог, психо-невролог) – врач, занимающийся диагностикой и лечением проблем со здоровьем, связанных с нарушениями функций центральной (головного и спинного мозга) и периферической нервной системы (корешки, нервы головы, туловища и конечностей) у пациентов в возрасте от первых дней жизни до 18 лет.

Причины обращения к детскому неврологу?

Диспансерное наблюдение
На 1-м году жизни диспансерное наблюдение играет важную роль в сохранении здоровья и профилактике задержки развития ребенка. Рекомендованные сроки осмотра врачом-неврологом: 1 мес., 3 мес., 6 мес. и 12 мес.

Данные сроки связаны с основными этапами становления навыков движения и психо-предречевого развития у малыша, а так же с календарем профилактической вакцинации. Важно показать ребенка неврологу именно перед основными этапами вакцинации для определения наличия неврологических противопоказаний к прививкам.

Ведь неврологические осложнения на фоне вакцинации занимают второе место после аллергических. Так же детский невролог является основным специалистом, определяющим соответствие сроков моторного и психического развития возрастным нормам.

Причины задержек могут быть различными, они требуют своевременной диагностики и лечения. После 1 года жизни диспансерное наблюдение ведется в 1,5 года и далее 1 раз в год. 

Дети, родившиеся раньше срока; с отягощенной историей течения беременности и родов (гипоксия внутриутробная, в родах, тяжелое и средне-тяжелое состояние после рождения, ИВЛ после родов, пневмония, родовая травма), госпитализация в отделение патологии новорожденных, судороги, отклонения от нормы по данным УЗИ головного мозга (НСГ) и т.д. 

Нарушения темпов моторного и психо-речевого развития. Поводом для обращения к неврологу является отставание темпов развития ребенка от возрастных норм: позже начал ползать, ходить, говорить, понимать обращенную речь, простые инструкции и т.д.

Причин подобных нарушений очень много: от повреждения головного мозга в процессе беременности и родов до генетически обусловленных нарушений строения ткани мышц и т.д. Все эти причины требуют своевременной диагностики и корректного лечения.

Так же необходимо показать ребенка неврологу, если вы отмечаете утерю приобретенных им ранее навыков: перестал ходить или говорить, перестали работать отдельные участки рук и/или ног и т.д. 

Головные боли, боли в спине, конечностях, появившиеся насильственные неконтролируемые движения (моргания, подергивания крыльями носа, судороги конечностей и всего тела), заикания, застывания и т.д. 

Плохая школьная успеваемость, утомляемость, неусидчивость, капризность, гиперактивность, дефицит внимания и нарушения памяти, любые иные виды школьной не успешности. 

Поводы для экстренного обращения к неврологу: сотрясения головного мозга, удары головой; потеря сознания; резкая потеря функции одной или нескольких конечностей, мышц лица; внезапное нарушение речи; судороги (впервые возникшие). 

При возникновении экстренной ситуации невролог в нашем центре примет Вас на консультацию без очереди!

Невролог так же является основным специалистом по лечению таких заболеваний, как ДЦП, последствия ОНМК (инсультов), травм, инфекционно-воспалительных заболеваний ЦНС; эпилепсия заболевания нейро-мышечного спектра, тики, заикания, головные боли, моно и полинейропатии различного генеза, радикулопатии, нарушения внимания и гиперактивность, нарушения развития различного генеза, дегенеративные заболевания и т.д.

методы обследования работы центральной нервной системы у детей

Среди многих методов обследования работы центральной нервной системы у детей, одним из важных является электроэнцефалография(ЭЭГ).

Ээг мониторинг выявляет функциональные и органические патологии мозга!

Это безвредная и безболезненная диагностика работы головного мозга. Проводится детям любого возраста по показаниям. 

На голову ребенка одевается удобная шапочка с чувствительными электродами, которые должны контактировать с кожей головы. Далее импульсы мозга поступают в компьютер, который отражает их на мониторе.

Врач расшифровывает и дает заключение. Показаниями к проведению ЭЭГ являются судорожные приступы, любые пароксизмальные состояния у детей, задержка психоречевого развития, регресс развития, прогрессирующее нарушение сна у детей, другие нарушения работы ЦНС у детей. Противопоказания к ЭЭГ: тяжелое состояние здоровья, кожные заболевания головы.

В многопрофильном медицинском центре Президент- мед в г. Видное проводится электроэнцефалография детям. Расшифровывает обследование врач-невролог, эпилептолог. 

Нейросонография(НСГ) – это ультразвуковое исследование головного мозга и сосудов детей раннего возраста. 

Эта тоже безвредная и безболезненная диагностическая процедура назначается детям первых месяцев жизни с целью убедиться в правильном формировании головного мозга.

В случаях, когда обнаруживаются отклонения от нормы, требуется повторное обследование. НСГ назначается педиатрами и детскими неврологами и входит в перечень обязательных обследований при профосмотре ребенка в возрасте 1 мес. 

СТОИМОСТЬ УСЛУГИ*

НАИМЕНОВАНИЕЦЕНА (Коломенская)ЦЕНА (Видное)
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (лиц до 18 лет)1600 рублей1800 рублей
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный (лиц до 18 лет)1500 рублей1650 рублей

Наличная оплата

Безналичный перевод

Оплата картой

Оплата в кредит

Запись по телефонам:
+7 (495) 989-23-16, +7 (498) 547-15-42, +7 (495) 541-76-30, +7 (498) 547-29-20 или оставить заявку на сайте.

Также вы можете получить консультацию и сделать необходимые обследования в Медицинском центре “Президент-Мед” на Коломенской

Запись по телефонам:
+7 (499) 618-60-10,+7 (499) 618-81-10,+7  (499)-618-83-43 или оставить заявку на сайте.

Источник: https://prezident-med.ru/poliklinika/pediatriya/detskij-nevrolog/

Когда и зачем нужно обращаться к детскому неврологу?

Причины обращения к детскому неврологу

весь список

Нервная система человека осуществляет контроль за всеми происходящими в организме процессами.

Она ответственна за зрение, слух, в ее ведении находятся мышление, речь, память и способность принимать решения. Любые нарушения в ее работе нередко влекут за собой тяжелые заболевания.

Как минимум это задержка психомоторного и речевого развития, нарушение формирования навыков письма, счета, чтения, эмоциональная неустойчивость.

Патологии нервной системы могут привести также к гиперактивности, синдрому дефицита внимания. У таких детей часто встречаются неврозы, нервные тики, неадекватное поведение. По статистике 50% детской инвалидности связаны с заболеваниями нервной системы.

Поэтому относиться к ним надо очень серьезно, чтобы выявлять на самой ранней стадии, когда можно еще что-то поправить.

Если их запустить, нарушения в мышцах, головные боли, боли в суставах и ещё ряд заболеваний перейдут в разряд хронических, и будут преследовать человека всю жизнь.

График обязательного посещения невролога

Чтобы всесторонне оценить темпы развития малыша, родители должны посетить детского невролога в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 месяцев и в 1 год. Кроме того, консультации невролога в этот период нужны для решения вопроса о начале и графике прививок.

С года до трех лет ребенка надо приводить на осмотр раз в полгода. До 6 лет следует показываться неврологу хотя бы раз в год. Это при условии, что в целом у ребенка все хорошо.

Осмотр врачом обычно проводится по плану: общее состояние (самочувствие, сон, аппетит), оценка нервной возбудимости, двигательной активности и эмоций младенца. Далее проверка зрения, слуха, осязания, изучение рефлексов и мышечного тонуса.

Врач обращает внимание и на психоэмоциональное состояние мамы ребенка — зачастую проблемы со здоровьем малыша возникают из-за слишком неспокойных родителей.

Основания для внепланового визита

Можно и нужно обратиться к врачу, если ребенок легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается, плохо спит, плохо ест, плохо набирает вес, обильно срыгивает, испытывает судороги, вообще часто и сильно плачет без видимых причин.

Дрожание конечностей и подбородка у малыша в период новорожденности и раннего возраста также может быть признаком проблем с нервной системой. Иногда, правда, подобные явления характерны и для совершенно здоровых деток.

Поэтому этот вопрос должен решать только специалист.

Родителям следует помнить, что первые три года жизни ребёнка являются самыми важными в успешном формировании нервной системы ребёнка.

В это время активно развиваются структуры головного мозга, закладываются основы крупной и мелкой моторики, совершенствуются психоневрологические функции.

Не стоит занимать пассивную выжидательную позицию, если неврологические отклонения у ребёнка обнаружены — в этом случае можно упустить драгоценное время сенситивного (особо чувствительного) возраста, когда многое поправимо.

Кризис трех лет

Следующий «критический» период, в который ребенку нужна консультация невролога, — это возраст 3 года.

К этому моменту у многих детей возникают различные невротические состояния — появляются страхи, навязчивые непроизвольные движения (вздохи, моргание глазами, покашливания, без простудного заболевания), нарушения сна, головные боли.

Многие из этих проблем являются следствием неправильного общения с ребенком родителей, и невролог может помочь это выявить.

Готовимся к школе

В 4–5 лет частыми причинами обращения к неврологу становятся энурез, нарушения речевого развития и координации. Крайне важно устранить их до того момента, как ребенок пойдет в школу.

Ведь в школьном периоде его «поджидают» другие невротические расстройства, связанные в первую очередь с возросшими нагрузками. Если пренебречь советами детского невролога, то у ребенка могут возникнуть трудности с усвоением необходимого объема информации.

И дело не в том, что ребенок глуп, а просто у детей с неврологическими проблемами быстро истощается внимание, они не успевают за общим темпом работы в классе, из-за чего иногда становятся агрессивными, вспыльчивыми, плохо спят.

Такие дети требуют уже педагогической коррекции, а иногда коррекции детского психолога. Поэтому вовремя начатое лечение может позволить ребенку избежать травмирующих ситуаций в школьном коллективе, зачастую приводящих к смене школы или надомному обучению.

Внимательное отношение к развитию ребенка, его жалобам, поведению, сну, особенностям речи и своевременное посещение детского невролога дадут возможность максимально эффективно выявить и решить проблемы, возникающие на жизненном пути маленького человека.

Нервная система ребенка очень пластична, поэтому вовремя проведенное лечение всегда дает хорошие результаты.

Источник: http://www.klinikantm.ru/articles/kogda-i-zachem-nuzhno-obraschatsya-k-detskomu-nevrologu

Когда следует обратиться к неврологу или психологу с ребенком? Первые симптомы

Причины обращения к детскому неврологу

На какие особенности развития  нужно обратить внимание в поведении и развитии ребенка до 1 года и позже? Какие симптомы могут послужить сигналами к обращению к специалистам? А какие, напротив, не являются признаком патологии? На эти и другие вопросы отвечают специалисты нейрореабилитационного центра «Импульс»: невролог, нейрофизиолог Игорь Жданов и клинический психолог Наталья Морозова.

На что следует обращать пристальное внимание в жизни ребенка на первом году жизни?

Самое главное – это сон и аппетит ребенка. От того, как ребенок ест и спит, зависит его развитие.  Во-вторых, следует обращать внимание на определенные вехи в развитии.

В отношении двигательного развития: в 2 месяца  вы должны наблюдать удержание головы в положении лежа, в 3 месяца – переворот на живот, к 5 месяцам – переворот с живота, в интервал с 6 до 8 месяцев – посадка, постановка на четвереньки, ползание на четвереньках, 8-10 месяцев – ребенок встает около опоры, в интервал от года до года и четырех месяцев  – самостоятельная ходьба. Если вы наблюдаете те или иные задержки в опорно-двигательном развитии, ребенка стоит показать неврологу.

Симптомы, указывающие на повышенное внутричерепное давление, могут быть следующими: плохой сон, постоянное беспокойство и крик, плаксивость, частые срыгивания, дрожание ручек, ножек и подбородка, выпячивание родничка, а также быстрое увеличение окружности головы в размерах.

После рождения физиологический тонус держится обычно до 3−3,5 месяцев, затем постепенно приходит в норму. Дети с повышенным тонусом (гипертонусом) очень беспокойные, часто плачут, капризничают, их ручки и ножки как бы приведены к телу и не распрямляются.

Малыши с гипотонусом, напротив, редко плачут, много спят, часто пропускают кормления, мало двигают необычно гибкими конечностями.

Что касается психического развития, нужно обращать внимание на предречевой компонент: реакцию ребенка на игрушки, на близких, а также на звук в принципе. Нечасто встречающаяся патология, но влияющая на развитие – это нарушение слуха. Поэтому если у родителей создается впечатление, что ребенок не реагирует на звук, это сигнал к тому, что нужно проверить слух.

В более старшем возрасте (после 1-2 лет) какие симптомы могут стать поводом для обращения к неврологу или психологу?

Самые главные патологические симптомы – сниженное понимание речи, сниженные игровые и обиходные навыки, искажение пищевого поведения (ребенок ест только ограниченный круг продуктов или отказывается от еды), не пробует повторять действия взрослых, не берет ложку и не ест, не пытается раздеваться и одеваться. Еще один момент: нет потребности к коммуникации. То есть ребенок не пытается привлечь внимание к себе, к своим действиям.

В полтора года ребенок уже должен говорить несколько простых слов и даже небольших фраз. В 2-2,5 года вы должны наблюдать увеличение количества  слов  в фразе до 3-4.

Если ребенок часто плачет, кричит, не появляется сюжетная игра, речь – первый звонок посещения к психологу, неврологу. Если  ребенок не контактирует, не откликается на имя, нет речи – повод обратиться к клиническому психологу. Чем раньше начнем работать, тем быстрее будет результат.

Что делать мамам, которые выявили у своих детей нежелательные симптомы самостоятельно, но при обращении к врачу им сказали подождать до 3-ех лет? Такие истории на форумах встречаются достаточно часто. В 3 года ребенку ставят диагноз задержки развития или другой, а ведь можно было начать лечение гораздо раньше.

Если обращаться к разным специалистам, к одному, второму, третьему, то рано или поздно вы столкнетесь с тем, что мнения специалистов разойдутся: кто-то скажет вам, что у вас нет никаких проблем, кто-то – что у вас огромная проблема, и вам нужно срочно усиленно и много лечиться. Самый подходящий вариант:  нужно обратиться к высококвалифицированному специалисту. Если такой возможности нет, то попробуйте что-то сделать самим, в домашних условиях. Например, если проблемы с речью, посмотрите несколько видеоуроков в интернете, попробуйте позаниматься с ребенком. Если нет динамики,  то вы можете обратиться к специалисту с конкретной проблемой: у ребенка не формируются те или иные навыки. То есть я с ним занимаюсь, а результата нет. Для квалифицированного специалиста это очень важный симптом.

Ждать трех лет, действительно, нет необходимости. Специалист высокой квалифиакции, скорее всего, такого совета вам не даст.

Какие симптомы в развитии/поведении ребенка не являются отклонением, но мамы часто считают их таковыми?

Подергивание (тремор) ручек или подбородка при крике, плаче до 3 месяцев патологией не считается. Если подобные «приступы» остаются дольше, это может свидетельствовать о повреждении нервной системы ребенка — во время беременности или в родах.

Если ребенок ярко негативно реагирует на запреты, пытается все сделать сам – это не признаки отклонений, это нормальные этапы развития ребенка. Это усложнение психологической картины личности ребенка.

Отклонение в данной ситуации можно выявить так: например, если ребенок негативно отреагировал на запрет мультфильмов, то в норме ребенка можно довольно переключить на другую деятельность.

Если этого не происходит, то это патологическая реакция.

К каким последствиям может привести игнорирование тех или иных симптомов (можно привести самые распространенные примеры)?

Игнорирование особенностей может привести к широкому спектру последствий. Например, к грубым нарушениям коммуникации, когда ребенок становится буквально выключенным из социума.

Или формирования тревожного нарушения личности. Наиболее распространенным является вариант, когда у ребенка формируется одна из форм дислексии, которые препятствуют нормальному обучению ребенка.

Или приводят к проблемам удержания внимания, концентрации ребенка.

На данный момент много детей страдают синдромом гиперактивности. Многие исследования говорят, что процент таких детей растет с каждым годом. С чем это связано? Какие первые признаки синдрома?

У нас в головном мозге всего 2 типа импульсов – это возбуждающий и тормозящий. И так повелось генетически, что любое повреждающее или дефицитное действие на мозг оказывает активизирующий импульс. То есть чаще всего мозг перевозбужден чаще, чем находится в тормозящем состоянии. Гиперактивность может быть следствием этих процессов.

В целом уровень здоровья в детской популяции снижается год от года. Это связано с рядом воздействий: с питанием, со здоровьем матерей, с антропогенными воздействиями.

Первые признаки синдрома: обращайте внимание на особенности игровой деятельности: насколько ребенок может сам поддержать свою деятельность, насколько долго он может удерживать внимание на своей игре. Это все может предотвратить в дальнейшем проявление возбудимости как таковой.

Детский Нейрореабилитационный Центр “Импульс” Полная поддержка особенных деток Индивидуальные программы Специалисты со всей России! (800) 500-68-27

https://impuls-sochi.ru/

Источник: https://MoreMam.ru/articles/56764-kogda-sleduet-obratitsya-k-nevrologu-ili-psihologu-s-rebenkom-pervyie-simptomyi/

ОкругМедика
Добавить комментарий